Статьи, письма |
Афоризмы Капицы
составитель П.Е. Рубинин О жизни Жизнь подобна карточной игре, в которую ты играешь, не зная правил. 1966 Жизнь направляется не логикой, а эмоциями. 1935 В жизни человек с выдержкой всегда побеждает. А выдерживать надо не полчаса, а годами. 1935 Сделать из людей трусов - это легко. Сделать людей смелыми - это труднее. 1946 Настойчивость и выдержка есть единственная сила, с которой люди считаются. 1935 Вся история человечества состоит из ошибок, и, несмотря на это, всякое правительство считает себя безгрешным. Это закон природы, и ему надо подчиняться. 1935 Умение ограничивать свободу в стране - вопрос хороших манер правительства. 1935 Есть два способа ограничения свободы человека: путём насилия и путём воспитания в нём условных рефлексов. 1976 Характер и структура общества определяют селекционный отбор последующих поколений. Идеалы, герои общества определяются тем, кто в нём наиболее привлекательные женихи и невесты - спортсмены, инженеры, учёные, чиновники и т.д. 1976 Экономисты похожи на гадалок. Они предсказывают будущее, считаясь с психологией человека. Стараются научно оправдать то, что он желает в будущем. 1972 Так же как войну нельзя вести без оружия, так же её нельзя вести без пропаганды - это основное условие для коллективных действий людей. 1967 Ничто в жизни так ясно не определяет положения вещей, как сравнение. 1935 В современном демократическом обществе основа управления лежит в эмоциональном воздействии на массы, поэтому для решения научно обоснованных глобальных проблем оно мало приспособлено. 1976 Мы все, в конечном счёте, лишь крошечные частицы в потоке, который зовём судьбой. Единственное, что мы можем сделать, - это лишь слегка изменить наш путь и удержаться на поверхности. 1935 Надо исходить из того, что удаётся. Учиться у жизни, а не навязывать ей выдуманные формы. без даты О науке Правильно и чётко налаженные транспорт и связь лежат в основе современной культуры. 1935 Совершенно ясно, что если промышленность обусловливает жизнь общества, то наука руководит его ростом. 1935 Общеизвестно, что в искусстве, литературе, музыке может успешно работать только небольшое число людей, обладающих творческими способностями. То же самое относится и к научной работе, тут тоже успешно могут работать только творчески одарённые люди. 1973 Следует помнить, что невозможно поддерживать на одинаково высоком уровне все области, поэтому гораздо правильнее сосредоточить усилия на тех из них, где мы сильны людьми и где сложились хорошие научные традиции. 1964 Главное, не забывать интернационального значения науки. Всякая политика обособленности, которая только на пользу шарлатанам и недоучкам, должна быть в корне пресечена. 1935 Засекреченное научное достижение равноценно его отсутствию. 1954 Если нашим критерием всегда будет только то, что сделано и апробировано на Западе, и всегда будет пересиливать боязнь начинать что-то своё собственное, то судьба нашего технического развития - "колониальная" зависимость от западной техники. 1946 Острое логическое мышление, которое особенно свойственно математикам, при постулировании новых основ скорее мешает, поскольку оно сковывает воображение. 1966 Конечно, научная истина всегда пробьёт себе путь в жизнь, но сделать этот путь скорым и более прямым зависит от людей, а не от истины. 1956 В научной работе нельзя терять скорость. Это как с аэропланом: потеряешь скорость - он падает. 1938 Для новаторства нужны масштабы, мощь, решительность, доверие. Нельзя мямлить и предаваться рефлексам. 1945 Нет ничего более тормозящего здоровое развитие, чем руководство со стороны менее квалифицированных людей более квалифицированными. В особенности это справедливо в отношении развития науки. 1964 Трагедия нашего правительства в том, что, как и у большинства правительств мира, наука выше их понимания, они не умеют отличать знахарей от докторов, шарлатанов - от изобретателей, фокусников и чёрных магов - от учёных. 1935 Организовать в стране эффективную научную работу - задача значительно более трудноосуществимая, чем организация обороны и армии. 1960-е годы Первое условие преуспевания науки - это безукоризненное снабжение. Ведь и человек, как бы он ни был умён, но если его не кормить, он подохнет. Науке для её здоровья необходимо скромное по размерам, но разнообразное питание, а главное - поданное в срок, вовремя. 1936 Самое ценное в науке и что составляет основу большой науки не может планироваться, поскольку оно достигается творческим процессом, успех которого определяется талантом учёного. 1940 Самое важное и трудное в организации науки - это отбор действительно наиболее творчески одарённой молодёжи и создание тех условий, при которых её талант мог бы быстро развернуться в полную меру. 1971 Можно с уверенностью сказать, что среди профессоров всегда есть много энциклопедистов, которые могут быть и хорошими педагогами, но по существу отнюдь не являются учёными 1936 Присутствуя на аспирантских экзаменах, я обычно наблюдал, что вузовской профессурой наиболее высоко ценится не тот студент, который более всего понимает, а тот студент, который больше всего знает. А для науки нужны люди, которые, прежде всего, понимают. 1943 Не одни ньютоны и дарвины делают науку. Их достижения были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались на целую массу полу-ньютонов и полу-дарвинов, имена которых поглотила история, но деятельность которых оставила свой след в науке. 1936 В научных открытиях бывали случаи, когда трудно указать, кому обязаны открытием, поскольку обычно трудно найти открытия, которые когда-либо в той или иной форме не предсказывались заранее. 1957 Учёным следует помнить, что самые важные и интересные научные открытия - это те, которые нельзя предвидеть. 1973 Чужими руками хорошей работы не сделаешь. Я уверен, что в тот момент, когда даже самый крупный учёный перестаёт работать в лаборатории, он не только прекращает свой рост, но и вообще перестаёт быть учёным. 1943 Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные. 1938 Научный подход - это отсутствие эмоций. 1976 В науке мы неизменно наблюдаем: чем фундаментальнее открытая закономерность, тем короче её можно сформулировать. 1979 Засекречивая науку, мы исключаем из неё главный элемент, её направляющий и оздоровляющий - это научное общественное мнение. 1948 Так же как нет настоящей науки без серьёзной научной общественности, так нет и успешного образования без достаточно образованного окружения, среды. 1965 Нет сомнения, что для правильного обучения современной молодёжи нужно воспитывать в ней творческие способности, и делать это надо с учётом индивидуальных склонностей и способностей человека, начиная со школьной скамьи и продолжая в высших учебных заведениях. 1970 Творчество - это самостоятельное мышление. 1970 Общая оценка учёного всегда исходит из того, насколько он самостоятельно работает, мыслит и ориентируется. 1947 Чем более квалифицирован специалист, тем менее он специализирован. 1958 Очень трудно заставить молодёжь делать именно то, к чему она способна. Почему-то в молодости часто стремятся делать то, что трудно, а, по-моему, надо делать то, что тебе даётся легко. 1965 История науки показывает, что крупный учёный - это не обязательно большой человек, но крупный учитель не может не быть большим человеком. 1966 Мне кажется, что при воспитании молодых учёных им исключительно полезно слушать лекции по общим курсам, которые непременно должен читать большой учёный: они научатся тому, чего ни в одной книге найти не смогут, - оригинальному подходу к пониманию явлений природы. 1966 Коллективное творчество - это чепуха, но творчество в коллективе - это единственный вид настоящего и плодотворного творчества. 1954 Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. 1966 Определённая уверенность в будущем и свобода совершенно необходимы для исследователя, с ним нельзя обращаться как с солдатом. 1930 Ошибка людей, задающих вопрос: "Как вы думаете практически применить то или иное открытие?", состоит лишь в том, что в основе своей любознательности они кладут нетерпение. 1956 Если вы слушаете певца, то не требуете, чтобы он во что бы то ни стало сам себе аккомпанировал. Поэтому и от учёного нельзя требовать, чтобы он непременно сам занимался внедрением своих научных работ до промышленных результатов. 1943 Всё, что мы сейчас считаем азбучной истиной, родилось в муках и в спорах. И хорошо бы помнить об этом. 1947 Теория направляет науку, эксперимент её продвигает. 1960-е годы Об инакомыслии Есть два вида свободы - свобода творчества и свобода поведения. Свободу творчества человека, чтобы она могла быть полезной обществу, надо тщательно охранять. 1976 Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идёт по пути к кладбищу, она идёт хоронить себя. 1967 Ошибки не есть ещё лженаука. Лженаука - это непризнание ошибок. Только поэтому она - тормоз для здорового научного развития. 1941 При правильной оценке даже по ошибке можно судить о силе ума человека. Ошибки бывают банальные, их делают обычные люди. Но бывают и гениальные. 1935 Ничто так не поучительно, как заблуждение гения. 1961 В результате диалектика развития человеческой культуры лежит в тисках противоречия между консерватизмом и инакомыслием, и это происходит во все времена и во всех областях человеческой культуры. 1980 |